Интервью с Татьяной Забегиной,

создателем и директором галереи «Эбиволь».

 

В одном старинном уголке Казани, именуемом старотатарской слободой, есть дом, дышащий особой нежностью прошлого, в котором пульс времени звучит иначе, нежели в суете пыльного мегаполиса. Какое-то особенное тепло окутывает тебя и ласкает сердце, когда ходишь по залу, окруженному полотнами художников, прикасаешься к расписному шелку и бархату нарядов в национальном стиле, а потом неспешно пьешь благодатный чай в окружении вещей, хранящих таинственный, неповторимый запах старины. Это целое путешествие, возвратившись из которого, начинаешь замечать, как много прекрасного есть вокруг, стоит только на минуту замедлить шаг, присмотреться, увидеть.

И сегодня я говорю с необыкновенной женщиной Татьяной Забегиной, благодаря которой, и существует в нашем городе это прекрасное место – галерея «Эбиволь».

 

- Татьяна, расскажите, где Вы родились и почему решили связать свою жизнь с Казанью?

- Я родилась в Душанбе, выросла в узбекском кишлаке. И, закончив школу, решила, что неплохо бы поучиться, где учился Владимир Ильич Ленин. На самом деле, я приехала в Казань за знаниями. По образованию я юрист.

 

- Вы приехали в Казань учиться, а потом?..

- Да, я приехала учиться, а в студенческие годы у меня сложился союз с моим мужем, я вышла замуж и осталась здесь.

 

- С чем было связано Ваше желание стать юристом?

- Мое первоначальное желание несколько трансформировалось. Я хотела заниматься психологией преступников, чтобы понять, почему люди становятся преступниками и как сделать так, чтобы этого не происходило. И, наверное, то, что сейчас я делаю в своем бизнесе – одно из решений тех задач, которые я поставила себе еще в детстве.

 

- Как Вы пришли к собственному делу?

- Я работала на швейном предприятии много лет, и там же на этой базе создала собственное дело. Будучи юристом, занималась защитой интересов предприятия, рабочих, структурированием производства, стала начальником отдела, генеральным директором. В годы перестройки как юрист я была очень востребована, на самой передовой. Быть на передовой – это свойство моего характера. (Смеется.) Это привело к собственному предприятию, которое постепенно складывалось из проектов людей. То есть задачей предприятия (хотя в уставе было написано: «извлечение прибыли») была защита интересов и трудоустройство людей, возможность создавать что-то новое и возможность что-то сохранить. Сохранять – это значит сохранять традиции татарского народного костюма, чувашского, русского. Но на татарском был сделан основной акцент. А создавать новое – это значило идти каким-то новыми путями, стилизация в костюме. Я создала предприятие, и у меня были возможности помогать людям реализовывать их проекты.

 

- То есть в основе Вашего дела лежали принципы меценатства?

- Мне очень нравилось, когда люди приходили со своими мечтами, когда можно было претворять в жизнь чьи-то идеи, проекты. Кто бы ко мне ни приходил, я сразу начинала выращивать. Порой это были мыльные пузыри. Они лопались, но я хотя бы любовалась этой мыльной радугой. Могу сказать с абсолютной уверенностью, что за 17 лет существования галереи проекты многих людей успешно реализовались, и неважно, если кто-то забывал, что начинал с «Эбиволи». Для меня это не имеет никакого значения. Главное, что их первые шаги были сделаны именно здесь, а я делала все возможное, чтобы помочь им.

 

- «Москва не сразу строилась». Были ли трудности в создании галереи?

- Я понимала, что нужно заслужить годами, чтобы можно было сказать: «Эбиволь» – это стиль. Многие не верили в нас… Но, не вложившись в рекламу, галерея сделала так, что люди узнали, где мы, что мы. Галерея «Эбиволь», наша маленькая галерейка была первая частная галерея в Казани. Сегодня очень много галерей, и я думаю: как это здорово! Частные галереи дали импульс государственным, показали, как надо работать, развиваться. Могу признаться, что сегодня я в чем-то отстала от государственных структур, но я не отступилась от своих принципов. Галерея некоммерческая, здесь художникам помогают. Возможно, по дизайну и размаху я в чем-то недотягиваю. Но мало кто дотягивает до того, чтобы помогать художникам, настолько, насколько я пытаюсь помогать в своем деле. Сколько у меня есть, столько я могу отдать. В этом плане, никто ни до кого не дотянет,  потому что у каждого своя мерка и высота. Это не успокаивает меня, но дает силы продолжать.

 

- Расскажите о создании галереи?  Откуда такое необычное и красивое название «Эбиволь»?

- Организовывалось предприятие как совместное испано-татарстанское. Эбра – это испанская река, а Волга (Воль) – наша родная река. Получилось очень красивое мелодичное название, но контракт был кратковременным. Несколько лет мне хотелось название поменять, но почему-то оно уже стало жить. Жизнь названию сохранило даже не производство, которое находится в мастерской «Алтынай», а сама галерея. Изначально галерея создавалась под проект конкретного человека: это Людмила Листовская, очень талантливый, неординарный человек. Но так произошло, что дальше ее жизнь сложилась по другому пути. И для того, чтобы галерея не пустовала, я решила сделать ее для всех. Мне стали помогать художники, Ирина Аксенова, Валентина Батыршева, Светлана Колина, Гузель Файзрахманова... Я благодарна судьбе и всем тем, кто мне помогал тогда по галерее, а сейчас я очень благодарна Елене Титовой, и мне кажется, что качества, которых мне не хватало в людях для сотрудничества, есть в Елене. Галерея как некое пристанище, берег, к которому прибиваются, а потом, надув паруса, уплывают в дальнее плаванье. Я всегда готова к расставанию, и всегда очень рада, когда кто-то появляется.


- Вы оказываете поддержку всем желающим или все-таки происходит какой-то отбор  мастеров?

 

- Был период, я разрешила всем художникам, кто бы ни захотел, сотрудничать с нами. Интересный год получился, веселый! Но вскоре я затосковала по профессионализму, чему-то высокому, настоящему.  Теперь достаточно в году сделать одну выставку непрофессионального художника. Хочется помогать талантам, тому, кто в мир несет добро и красоту, а не тешить чье-то эго или амбиции.

 

- У Вас здесь, действительно, очень красиво. Особое внимание притягивает музей. Кто вдохновил Вас на его создание? Откуда берутся его экспонаты?

 

- Наш музей является отдельным проектом. Я уже говорила, что проект появляется, когда появляются люди. На создание музея меня вдохновил Евгений Канаев, его мастерская на улице Столбова. Я впервые зашла туда, и мне захотелось во всем этом жить: у него была удивительная коллекция старинных вещей! К сожалению, эти дома снесли. А там царила такая атмосфера, такой дух невероятный, какой уже сложно воссоздать… Он подарил мне часть своей экспозиции, и все началось именно с его дара, жеста. Теперь очень много старинных вещей, которые люди просто приносят, иногда тайно. Музей создается из даров, и мы занимаемся собирательством: что-то находим, что-то приобретаем. Потомки Файзи подарили нам старинное фортепиано. Есть подарки от Апанаевых, Хузины подарили нам намазлык бабушки. Представляете, сколько раз читала намаз бабушка над этим полотенцем! Также здесь очень много экспонатов Саши Стукова – известного кукольника, к сожалению, трагически ушедшего из жизни. У меня открытый музей, я не храню вещи дома, мой дом здесь. Часть вещей дореволюционная, часть родом из Советского времени. Мне нравится, когда вещь приносит радость людям. Люди приходят, вспоминают свое прошлое, детство, и по их сердцу проходит тепло. Это мой ответ негативному влиянию рекламы, негативным фильмам, агрессии. Коммерциализация – это не только те ходы, которые продуманы, рассчитаны. Иногда то, что сделано от сердца, оказывается востребованным. Ведь человеку, кроме цены, качества изделия, нужен дух. Кто-то находит дух в храме или мечети, а кто-то ищет себя в воздухе воспоминаний, истории...

 

- Вы очень многое даете людям. Расскажите про Ваш благотворительный фонд.

- Когда создавала коммерческое предприятие, я не думала, что практически 50 процентов деятельности будут благотворительными. Велись исследования, мастер-классы,  поддержка творческой молодежи, деятельность в детских домах, оказывалась помощь ветеранам войны. Рядом с коммерческой параллельно шла благотворительная деятельность. Она была системной, но не была облачена в официальную формализацию. И когда накопился опыт, мы организовали благотворительный фонд «Родники мира». Вся благотворительная деятельность сконцентрирована в этом фонде. Там есть как волонтеры, так и нанятые работники. Участвуют все, кто желает. Теперь все правильно и понятно: «Эбиволь» – это материнская компания, «Алтынай» – национальное производство (сегодня оно выросло в самостоятельное предприятие), а «Родники мира» – это фонд, в котором реализуются благотворительные программы. Помощь выпускникам детских домов, многодетным матерям, детям-инвалидам и др. Это необязательно материальная помощь, мы даем возможность реализоваться, у кого есть творческие способности, научиться чему-то у нас. Детям из детских домов мы помогаем обрести первые шаги в городе, поддерживаем их в бытовых, правовых и материальных вопросах. Галерея – это тоже проект благотворительного фонда. Сейчас в рамках этого проекта я оказываю помощь художникам в издании каталогов с их работами, продвижении их продукции.

 

- Существует мнение, что роль бизнес-леди негативно сказывается на семейной жизни. Как Вам удается совмещать свою деятельность и семейные обязанности? Откуда черпаете силы?

- Кроме моей прошлой партийной деятельности, деятельности в торгово-промышленной палате и правозащитной, я заместитель председателя Общественной палаты, а это серьезная должность. Учеба чиновников (я читаю лекции), поездки по проблемным местам (например, Ноксинский лес), круглые столы, экспертиза законодательства. Я активно поддерживаю и курирую в общественной палате деятельность организаций по борьбе с наркотиками, алкоголем и курением, выступающих за здоровый образ жизни.

Сейчас дети выросли, у них своя жизнь, семьи. Но пока дети росли, они всегда были вместе со мной здесь на «Эбиволи». Для такого предпринимателя как я это миф, что деловой женщине некогда заниматься семьей. Мы всегда разделяли: мама пришла домой и становится мамой-хозяйкой, со всеми ее обязанностями. Физически это было тяжело. Но на моем производстве у меня была постоянная возможность находиться с детьми. А галерея – это такой источник сил и энергии! Когда я общаюсь с художниками, собираю вечера поэзии, музыкантов, не нужно никакого санатория. Это волшебная сила искусства. Смена деятельности это тот же отдых. У меня небольшое производство, которое не требует моего восьмичасового присутствия. А еще я умею разделять и властвовать, не жадничаю своими полномочиями, своей славой и ни в коем случае не гонюсь и не перехватываю ничьих регалий. Я руковожу проектами, а их реализация – на людях, которым я доверяю. Надо передоверять, тогда все будет успеваться.

 

- Почему Вы решили заниматься производством татарской национальной одежды?

- Я первая начала шить в Казани мусульманскую одежду. Я уже знала, что когда начинаешь, ты не будешь всегда единственным. Сегодня здесь целая улица с магазинами мусульманской одежды. Но это такое наслаждение, такое счастье, что я была у истоков! Каждый делает по-своему. Для нас главной является татарская компонента. Когда мы начинали этим заниматься, многим женщинам на дух не нужна была татарская одежда: синоним «татарский» был синонимом безвкусицы. И я боролась с этим. Мне хотелось, чтобы говорили с восхищением «татарская одежда». Мы стремились показать разнообразие и богатство татарского костюма честно и чисто в плане исполнения и культурном контексте. Сейчас даже появилась такая группа женщин «Султаш», которые взяли за правило ходить в национальном татарском одеянии. Национальная одежда всегда приковывает взгляд, в ней есть некий код, созданный веками, ведь даже орнамент – это некий магический символ, зашифрованное послание. Например, цветок как символ райской жизни, часто используемый в орнаменте татарской одежды и силуэте. Женщина должна отождествлять себя с цветком, нежным, прекрасным, дающим жизнь. Ведь когда мы идем с тяжелыми сумками и постоянно твердим себе: я должна, я все делаю сама, – мы невольно превращаемся в некую машину. Наши наряды о красоте женщины, чтобы мужчины не забывали, что такое Женщина…

 

- Как бы Вы кратко охарактеризовали основную идею Вашего производства?

 - «Эбиволь» – это стиль жизни, который складывается из того, чтобы на Земле стало больше красивых вещей, больше счастливых людей, спокойных и уверенных в себе. И эта идея закладывается в нашу продукцию.